(Начало см.: «Я – специалист по кадрам», 2020, № 19, с. 17.)
Образец записи в трудовую книжку о приеме на работу водителем автомобиля см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Образец приказа о временном переводе водителя автомобиля в связи с простоем (на период ремонта автомобиля) см. в рубрике «Полезная документация» на с. 23 журнала.
Приборный контроль
Приборы и экспресс-тесты (тест-полоски, экспресс-пластины) используются в порядке, определяемом изготовителем приборов и экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин) в соответствии с законодательством. При этом лицом, их использующим, должны быть приняты меры по обеспечению единства измерений.
Приборный контроль опьянения на предмет нахождения водителя в состоянии алкогольного опьянения с применением приборов проводится в обязательном порядке.
Справочно:
при несогласии водителя с результатами приборного контроля опьянения он вправе пройти повторное освидетельствование в организации здравоохранения.
Экспресс-тесты (тест-полоски, экспресс-пластины), предназначенные для определения соответствующих видов наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ в биологических образцах, применяются при наличии признаков, которые являются достаточным основанием полагать, что водитель находится в состоянии, вызванном потреблением таких веществ и их аналогов.
Оплата труда
Водителям автомобилей может быть установлена повременная либо сдельная оплата труда.
Повременная форма оплаты труда зависит от квалификации работника и отработанного времени. Она может быть выражена в виде простой повременной, повременно-премиальной, почасовой оплаты. При повременной оплате заработная плата формируется в соответствии с размером тарифной ставки водителя автомобиля за фактически отработанное им время.
При использовании сдельной формы оплаты размер заработка водителя определяется объемом выполненных работ в натуральных величинах (например, количеством перевезенного груза, километров пути и т.п.) и предусмотренной сдельной расценкой за выполнение единицы объема работ.
При этом независимо от системы оплаты труда, применяемой в организации, работнику должна быть установлена тарифная часть заработной платы (тарифная ставка) (часть вторая ст. 61 ТК).
Помимо тарифной части, а также сдельных расценок в состав заработной платы водителя в зависимости от конкретных условий труда могут включаться дополнительные стимулирующие и компенсирующие выплаты:
- премия;
- компенсация за разъездной характер работы;
- доплата за сверхурочную работу и работу в выходные дни;
- доплата за разделение рабочего дня на части;
- доплата за совмещение профессий рабочих (должностей служащих).
- надбавка за стаж работы (выслугу лет);
- надбавка за классность.
Как правило, премия выплачивается после окончания отчетного периода в сроки, установленные коллективным договором.
Справочно:
премирование водителей автомобиля может осуществляться:
- за выполнение установленных заданий по объему работ (услуг);
- высокое качество обслуживания пассажиров, грузоотправителей (грузополучателей), населения и других потребителей, обеспечение сохранности багажа и грузов;
- снижение себестоимости работ (услуг), повышение производительности труда и др.
Присвоение класса водителю автомобиля
Присвоение класса водителю автомобиля производится с учетом тарифно-квалификационной характеристики профессии «водитель автомобиля», содержащейся в выпуске 52 ЕТКС.
Порядок и условия присвоения (повышения или снижения) классов водителям автомобилей закрепляются в локальных правовых актах.
Режим труда и отдыха
Учет рабочего времени водителей осуществляется на основании данных табеля учета использования рабочего времени и других документов.
Справочно:
к числу документов, посредством которых мог осуществляться учет рабочего времени водителей субъектов хозяйствования, выполняющих автомобильные перевозки, ранее относились путевые листы. В настоящее время с учетом подп. 4.5 п. 4 Декрета № 7 такие перевозки допустимо осуществлять без оформления путевых листов.
Как правило, режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка. В случае если режим работника-водителя отличается от общих правил, установленных у нанимателя, условие о нем в обязательном порядке подлежит включению в трудовой договор (п. 6 части второй ст. 19 ТК).
При определении режима работы и времени отдыха водителя автомобиля, выполняющего внутриреспубликанские автоперевозки, нанимателю следует руководствоваться Положением № 82.
В тех случаях, когда по условиям производства (работы) невозможно или экономически нецелесообразно соблюдение установленной ежедневной или еженедельной продолжительности рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (п. 13 Положения № 82).
При суммированном учете еженедельная продолжительность рабочего времени водителей может быть больше или меньше установленной нормы продолжительности рабочего времени в неделю. При этом ежедневная продолжительность рабочего дня (смены) водителя не может превышать 10 ч.
Справочно:
продолжительность учетного периода при суммированном учете рабочего времени определяется нанимателем и не может превышать 1 календарного года.
Исключения из данного правила приведены в п. 15 Положения № 82. Так, продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть увеличена нанимателем до 12 ч по согласованию с профсоюзом (при его наличии) при выполнении:
- городских и пригородных автомобильных перевозок в регулярном сообщении;
- междугородной автомобильной перевозки, когда водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха;
- автомобильных перевозок для собственных нужд.
Справочно:
не допускается устанавливать продолжительность рабочего дня (смены) водителя 12 ч более 2 календарных дней подряд. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются два водителя.
Режим работы водителей с суммированным учетом рабочего времени определяется графиками работ (сменности). В случае производственной необходимости с целью обеспечения непрерывного перевозочного процесса в утвержденные графики работ (сменности) могут вноситься изменения.
Справочно:
изменения вносятся с согласия водителей, утверждаются нанимателем и доводятся до сведения водителей не позднее 1 суток, предшествующих рабочему дню (п. 3 Положения № 82).
Привлечение водителя к ремонту автомобиля
В процессе трудовой деятельности у нанимателя может возникнуть необходимость в привлечении водителя к ремонту автомобиля.
Ремонтные работы, предполагающие устранение мелких технических неисправностей автомобиля, возникших во время работы и не требующих разборки механизмов, работник может выполнять самостоятельно без какого-либо специального оформления, поскольку указанные работы предусмотрены квалификационной характеристикой по профессии «водитель автомобиля». Устранение более серьезных поломок, требующих выполнения работ, не предусмотренных квалификационной характеристикой, предполагает временный перевод на работу по профессии «слесарь по ремонту автомобилей» в порядке, установленном ст. 34 ТК.
Справочно:
на водителей автомобилей, занятых на международных автоперевозках пассажиров и грузов, распространяются положения Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенного в г. Женеве 01.07.1970.
При временном переводе работника на другую работу в случае простоя оплата труда производится по выполняемой работе. Если работа, на которую осуществлен перевод, нижеоплачиваемая, за сотрудником сохраняется средний заработок по прежней работе (часть вторая ст. 68 ТК).
Справочно:
обязательным условием для временного перевода слесарем по ремонту автомобилей является наличие у работника требуемого квалификационного разряда по указанной профессии.
Материальная ответственность водителя автомобиля
Договор о полной материальной ответственности с работником-водителем может быть заключен лишь в случае, если его трудовые обязанности предполагают транспортировку материальных ценностей. Если водитель только управляет служебным автомобилем, заключение такого договора будет неправомерным. Это обусловлено тем, что автомобиль не является транспортируемым объектом, а представляет собой средство, необходимое для перевозки.
Обязанность водителя возместить вред, причиненный вверенным ему материальным ценностям, возникает в случае, если причинение такого вреда явилось результатом его неправомерных действий при выполнении трудовых обязанностей. При этом отсутствие договора о полной материальной ответственности не освобождает работника от материальной ответственности за те товарно-материальные ценности, которые были переданы ему под подпись по акту или по товарно-транспортной накладной. Ответственность водителя распространяется только на прямой (реальный) ущерб, причиненный нанимателю, упущенная выгода взысканию не подлежит.
Водитель, причинивший ущерб, может добровольно полностью или частично возместить его. С согласия нанимателя работник может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное (ст. 401 ТК). Добровольное возмещение вреда возможно также путем внесения денежных сумм в кассу нанимателя.
Справочно:
привлечение водителя к полной материальной ответственности за повреждение автомобиля возможно в случаях, предусмотренных пп. 3–6 ст. 404 ТК.
Удержание суммы ущерба, причиненного работником, из его заработной платы по распоряжению нанимателя возможно в случае, если размер такого ущерба не превышает 3 его среднемесячных заработных плат (часть первая ст. 408 ТК).
В случае пропуска нанимателем 2-недельного срока для издания распоряжения об удержании, а также в случае, если причиненный ущерб превышает размер 3 среднемесячных заработных плат работника, возмещение ущерба осуществляется в судебном порядке (пп. 2, 4 ст. 408 ТК).
Если водитель причинил вред третьим лицам
При осуществлении трудовой деятельности водитель может причинить вред третьим лицам (например, если он, явившись виновником дорожно-транспортного происшествия, нанес урон здоровью и имуществу других его участников).
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 933 ГК). Однако в ряде случаев обязанность по возмещению вреда может быть возложена законом на лицо, не являющееся причинителем вреда. Это касается в т.ч. ситуаций причинения вреда личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица водителем организации, управляющим служебным автомобилем.
Действующим законодательством предусмотрено обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок и условия его осуществления регулируются Указом № 530.
Юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего, в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (ст. 941 ГК).
Обязанность нанимателя возместить вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей, вытекает из ст. 937 ГК. При этом обязанность возмещения вреда, причиненного работником при совершении ДТП на служебном автомобиле, не может быть возложена на нанимателя:
- при выполнении сотрудником работы, не предусмотренной трудовым договором либо распоряжением нанимателя;
- решении в рабочее время личных вопросов.
Следует отметить, что лицо, возместившее вред, причиненный работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не определен законодательством, или в порядке, им устанавливаемом (часть первая ст. 950 ГК). Аналогичное требование предусмотрено п. 11 постановления Пленума № 2.
Право регрессного требования к работнику возникает у нанимателя со дня полного возмещения вреда третьим лицам. По своему усмотрению наниматель вправе полностью либо частично отказаться от обратного требования (регресса) возмещенных им сумм.
Дополнительное основание увольнения – лишение водителя права управления транспортным средством
Если нанимателю организации, в которой сотрудник работает водителем, стало известно о лишении его права управления транспортными средствами, прежде чем совершать какие-либо кадровые действия, необходимо получить копию постановления по делу об административном правонарушении.
Справочно:
лицо считается лишенным водительского удостоверения со дня вступления в силу соответствующего постановления органа, ведущего административный процесс, а не со дня изъятия у него указанного удостоверения и талона к нему.
При этом следует учесть, что в период времени между составлением протокола о нарушении, лишении водительского удостоверения и до вступления в силу соответствующего постановления работник-
водитель имеет право продолжать работу на основании временного разрешения на право управления транспортными средствами.
Справочно:
незаконный допуск к управлению транспортным средством водителя, лишенного водительского удостоверения, является основанием для привлечения нанимателя к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 318 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
После вступления в законную силу постановления водитель, лишенный права управления транспортными средствами, больше не может выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором. В такой ситуации следует принять решение о его переводе на другую работу либо об увольнении.
Перевод работника на другую работу, не обусловленную трудовым договором, возможен, если в штатном расписании организации имеется подходящая вакансия.
При этом сотруднику может предлагаться как работа, соответствующая его квалификации (например, работа слесаря по ремонту автомобилей при наличии у него требуемого квалификационного разряда по указанной профессии), так и любая нижеоплачиваемая работа, которую с учетом состояния здоровья он может выполнять (например, работа грузчика).
В случае отказа работника от перевода либо отсутствия у нанимателя вакансии, на которые возможно осуществить его перевод, трудовые отношения с ним подлежат прекращению по п. 7 ст. 44 ТК.
Если водитель лишен права управления транспортными средствами за совершение уголовного преступления, его увольнение следует произвести по п. 5 ст. 44 ТК (вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы).
Документы:
Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей, утвержденное постановлением Минтранса Республики Беларусь от 25.11.2010 № 82 (Положение № 82).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (вместе с Положением об осуществлении страховой деятельности в Республике Беларусь) (Указ № 530).
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (постановление Пленума № 2).
.png)