Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Порядок создания и деятельность комиссии по трудовым спорам

У нас в гостях Виктория Борисовна Королева, главный правовой инспектор Минской областной организации Белорусского профессионального союза государственных и других учреждений.

Что обсудили:

  1. Порядок создания комиссии по трудовым спорам.
  2. Компетенцию комиссии по трудовым спорам.
  3. Порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам.

 

‒ В организации не создан профсоюз. Работники обратились к нанимателю с предложением о создании комиссии по трудовым спорам (КТС).

Возможно ли создание КТС в таком случае?

‒ КТС может быть образована как в организации в целом, так и в ее подразделениях (часть вторая ст. 235 ТК). Для этого требуетсяписьменное соглашение между нанимателем и профсоюзом либо данный вопрос должен быть разрешен в коллективном договоре (часть вторая ст. 235 ТК). Комиссии подразделений действуют в том же порядке, что и КТС организации, но рассматривают индивидуальные трудовые споры, возникающие с работниками соответствующего подразделения. Исходя из смысла частей первой и пятой ст. 235, части второй ст. 236 ТК, КТС может создаваться только с участием профсоюза. Возможность создания КТС по соглашению между нанимателем и коллективом работников законодательством не предусмотрена.

 Таким образом, КТС не может быть создана в организации, в которой отсутствует профсоюз.

 

‒ Каков порядок создания КТС?

‒ Порядок создания КТС законодательством не регламентирован. Можно выделить следующие этапы создания КТС:

1. принятие решения о создании КТС. Условие о создании КТС, количестве ее членов, порядке работы может содержаться в коллективном договоре (ст. 361 ТК). Если такое условие не содержится в коллективном договоре, то КТС может быть создана по соглашению между нанимателем и профсоюзом. Полагаю, вопрос о создании КТС может быть рассмотрен на общем собрании (конференции) работников организации или на совместном собрании (заседании) исполнительного органа профсоюза (профсоюзного комитета) (далее ‒ профком) и нанимателя (его представителей). На таком собрании могут быть избраны члены КТС от профсоюза;

2. определение правового регулирования деятельности КТС. Порядок создания и функционирования КТС и другие вопросы, касающиеся комиссии, подробно не урегулированы законодательством, поэтому целесообразно все эти вопросы закрепить в отдельном локальном правовом акте (ЛПА), например в Положении о КТС;

3. избрание (назначение) представителей профсоюза и нанимателя.

Как правило, решение об избрании представителей профсоюза принимается на заседании профсоюзного комитета. Такое решение оформляется протоколом (п. 103 Инструкции по делопроизводству).

Минимальное количество членов КТС не установлено. В части первой ст. 235 ТК говорится только о равенстве в КТС представителей нанимателя и профсоюза. Поэтому количественный состав КТС определяется по соглашению между профсоюзом и нанимателем.

Назначение представителей нанимателя в КТС оформляется приказом (распоряжением) (далее ‒ приказ), в котором указываются фамилии, инициалы и должности работников, входящих в состав комиссии, срок их полномочий;

4. подтверждение полномочий представителей.

После формирования состава КТС профсоюз и наниматель выдают своим представителям доверенности для представления полномочий сторон в КТС (часть третья ст. 235 ТК, ст. 186 ГК). Доверенности, выданные представителям нанимателя, должны быть подписаны руководителем организации, а выданные представителям профсоюза ‒ председателем профкома. Подписи вышеуказанных лиц удостоверяются соответствующими печатями (часть первая п. 5 ст. 186 ГК).

КТС создается сроком на 1 год (часть первая ст. 235 ТК). Поэтому состав комиссии утверждается ежегодно. Формирование ежегодного состава КТС происходит в таком же порядке, т.е. профсоюз избирает, а наниматель назначает своих представителей в комиссию. При увольнении работника ‒ члена КТС избирается (назначается) новый представитель стороны в КТС.

 

‒ Каковы порядок и способы принятия решения КТС?

‒ КТС принимает решение по соглашению между представителями нанимателя и профсоюза (ст. 238 ТК). Это означает, что все члены КТС, принимающие участие в рассмотрении конкретного спора, должны прийти к однозначному мнению. В связи с тем что законодатель закрепил примирительный характер деятельности ЕТС как досудебного органа по рассмотрению трудовых споров, комиссия может принимать решения с учетом согласия представителей нанимателя и работника (в лице профсоюза) на взаимные уступки с целью погашения возникшего конфликта и во избежание доведения спора до суда. Такой подход исключает принятие решения простым большинством голосов членов комиссии по трудовым спорам.

Вместе с тем законодательство не регламентирует конкретный порядок выработки соглашения между представителями нанимателя и профсоюза, в т.ч. порядок голосования. Исходя из предписаний ст. 235 ТК, полагаю, что данные вопросы по соглашению между нанимателем и профсоюзом могут быть определены в ЛПА, в т.ч. в коллективном договоре.

Таким образом, каждый из способов принятия решения имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так, единогласное мнение членов комиссии способствует правильности принятия решения в пользу той или иной стороны, однако установление такого порядка принятия решения ведет к тому, что во многих случаях в силу изначальной противоречивости интересов сторон члены комиссии не приходят к соглашению и комиссия не принимает решения, поэтому работник вынужден для разрешения трудового спора обращаться в суд.

 

‒ Обязательна ли разработка положения о деятельности КТС, создаваемой в организации?

‒ Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров КТС регулируется нормами ТК (ст. 234 ТК). Трудовое законодательство не требует обязательного принятия положения о КТС, поскольку основные вопросы, решение которых необходимо для обеспечения надлежащей работы такой комиссии, регламентированы ст. 235–239 ТК (в частности, порядок избрания, компетенция, порядок и срок рассмотрения поступающих заявлений, а также порядок принятия и обжалования решений КТС). При этом перечень вопросов, входящих в компетенцию КТС, не является исчерпывающим и может определяться по письменному соглашению между нанимателем и профсоюзом либо в коллективном договоре (часть четвертая ст. 236 ТК).

Порядок ведения делопроизводства КТС устанавливается по соглашению между нанимателем и профсоюзом либо в коллективном договоре (часть пятая ст. 235 ТК).

Полагаем, что во избежание спорных ситуаций, которые могут возникнуть при рассмотрении трудового спора, например при определении порядка достижения соглашения сторон в организации, целесообразно урегулировать в Положении о КТС.

 

‒ Может ли работник ‒ член профсоюза обратиться в КТС в связи с отказом нанимателя расторгнуть контракт при изменении места жительства?

‒ КТС рассматривает споры работников – членов соответствующего профсоюза, связанные с применением законодательства о труде, коллективных договоров, соглашений и иных локальных правовых актов, трудовых договоров, в т.ч.:

  1. об установленных расценках и нормах труда, а также условиях для их выполнения;
  2. о переводе на другую работу и перемещении;
  3. об оплате труда, в т.ч. при невыполнении норм труда, простое и браке, совмещении должностей служащих (профессий рабочих), за работу в сверхурочное и ночное время;
  4. о праве на получение и размере причитающихся работнику премий и вознаграждений, предусмотренных действующей у нанимателя системой оплаты труда;
  5. о выплате компенсаций и предоставлении гарантий;
  6. о возврате денежных сумм, удержанных из заработной платы работника;
  7. о предоставлении отпусков;
  8. о выдаче специальной одежды, специальной обуви, средств индивидуальной защиты, лечебно-профилактического питания;
  9. о применении мер дисциплинарного взыскания, кроме увольнения.

В КТС не могут разрешаться вопросы, которые определяются нанимателем самостоятельно либо по соглашению с профсоюзом, например о заключении или изменении коллективного договора и др.

При этом комиссия не имеет права отказать работнику в приеме заявления даже в том случае, если трудовой спор не подведомствен КТС. Заявление изучается комиссией, и по нему выносится решение об отказе в рассмотрении спора. Отказ в приеме заявления допускается только в том случае, если данный спор уже являлся предметом рассмотрения КТС и по нему вынесено решение либо комиссия не пришла к соглашению (ст. 239 и 241 ТК).

 

‒ Обязательно ли изготавливать и заверять печатью удостоверение, выдаваемое КТС?

– Субъекты хозяйствования вправе не использовать печати, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь (подп. 3.11 п. 3 Декрета). Данная норма предоставляет субъектам хозяйствования (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и др.) право отказаться от использования печати, но не обязывает их к этому.

 

‒ Куда следует обратиться работнику, если наниматель не выполняет решение КТС?

‒ Решение КТС, вынесенное в пользу работника, имеет обязательную силу и подлежит исполнению нанимателем. Поскольку сторонам законом предоставлено право на обжалование решения КТС в течение 10 дней со дня вручения им копии решения КТС, то в течение этого срока оно исполняться не должно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено немедленное исполнение решения КТС. В 3-дневный срок после истечения срока на обжалование наниматель обязан исполнить решение КТС (ст. 248 ТК).

В случае неисполнения нанимателем решения КТС комиссия выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. Выданное работнику удостоверение должно быть предъявлено им в 3-месячный срок в суд для принудительного исполнения решения КТС. Если этот срок пропущен по уважительной причине (болезнь, длительная командировка и т.п.), то КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить срок предъявления удостоверения (ст. 249 ТК).

 

Справочно:

с 3 августа 2018 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением Минюста Республики Беларусь от 26.07.2018 № 154 (далее ‒ постановление № 154) в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее ‒ Инструкция), в части использования печати.

В Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, комплексно определяющий, в каких случаях и какие документы должны удостоверяться печатью. Единственным законодательным актом, который предоставляет организациям право не использовать печати, является Декрет. Непосредственно норма об использовании или неиспользовании печати в конкретной организации закрепляется в таком ЛПА, например в Положении о комиссии по трудовым спорам.

 

Принудительное исполнение решений КТС производится судебным исполнителем отдела принудительного исполнения, на территории района (города) которого находится наниматель, являющийся должником.

 

Образец протокола комиссии по трудовым спорам с изложением решения по итогам рассмотрения заявления работника

Общество с ограниченной

ответственностью «Омега»

(ООО «Омега»)

 

ПРОТОКОЛ

22.06.2020 № 1

г. Минск

 

заседания комиссии по трудовым спорам ООО «Омега»

 

Председатель – Иванов А.В.

Секретарь – Малеева А.О.

Члены комиссии: от администрации – Полеева В.П., Сидоренко А.В.;

от профсоюзного комитета – Грушевский О.Д.; Литвиненко А.Л.

Приглашены: Азаркин В.В., Королёв А.П., Комолова Ю.П.

 

ПОВЕСТКА:

Рассмотрение заявления специалиста ООО «Омега» Азаркина В.В. о невыплате заработной платы за май 2020 г.

 

СЛУШАЛИ:

Председателя Кучинского А.В.

 

ВЫСТУПИЛИ: Полеева В.П., Сидоренко А.В., Грушевский О.Д., Литвиненко А.Л., Королёва А.П., Комолова Ю.П.

Исследовав представленные документы на соответствие требованиям трудового законодательства Республики Беларусь, порядок и сроки выплаты заработной платы в ООО «Омега», положения контракта, заключенного между ООО «Омега» и гражданином Азаркиным В.В., а также заслушав пояснения Азаркина В.В., главного бухгалтера Комоловой Ю.П., начальника отдела продаж Королёва А.П.,

 

РЕШИЛИ:

Признать невыплату заработной платы за май 2020 г. Азаркину В.В., специалисту отдела продаж ООО «Омега», незаконной и необоснованной.

 

ГОЛОСОВАЛИ:

«за» – 8;

«против» – _______;

«воздержались» – _______.

 

РЕШИЛИ:

Обязать ООО «Омега» выплатить Азаркину В.В., специалисту отдела продаж ООО «Омега», заработную плату за май 2020 г. в размере 720 руб., проиндексированную с учетом индекса потребительских цен в соответствии с Инструкцией о порядке и условиях индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 05.05.2009 № 57.

 

ГОЛОСОВАЛИ:

«за» – 8;

«против» – _______;

«воздержались» – _______.

 

РЕШИЛИ:

Рекомендовать Ливанову А.В., директору ООО «Омега», привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц предприятия.

 

ГОЛОСОВАЛИ:

«за» – 8;

«против» – _______;

«воздержались» – _______.

 

РЕШИЛИ:

Настоящее решение имеет обязательную силу для нанимателя и профсоюзного комитета предприятия и в 3-дневный срок подлежит вручению работнику и нанимателю.  Решение может быть обжаловано в установленном порядке в судебные органы в течение 10 дней после его принятия.

 

ГОЛОСОВАЛИ:

«за» – 8;

«против» – _______;

«воздержались» – _______.

 

Председатель

Подпись

А.В.Иванов

Секретарь

Подпись

А.О.Малеева

 

Скачать документ

скачать.doc

 

Документы:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Минюста Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (Инструкция по делопроизводству).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии  предпринимательства» (Декрет).

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.