Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Устанавливаем смешанный режим работы: часть рабочего времени у нанимателя, часть – удаленно

Расскажем, как в сегодняшней ситуации нанимателю организовать удаленную работу при отсутствии четких правовых регуляторов.

 

В комментарии Минтруда и соцзащиты о дистанционной работе говорится, что главной отличительной чертой такой работы является отсутствие у работника рабочего места. В связи с этим работа, при которой работник, имея рабочее место, время от времени осуществ­ляет работу вне своего рабочего места, не является дистанционной работой, регулируемой гл. 25-1 ТК. Однако такой режим работы может быть установлен в трудовом договоре или локальном правовом акте нанимателя. В указанных документах должно найти отражение подробное регулирование такого режима, включая права, обязанности работника и нанимателя, условия работы вне рабочего места, способы обеспечения охраны труда и т.д.

 

Справочно: 

комментарий Минтруда http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Distantsionnaja-rabota.pdf

 

Напомним, законодательство о труде регулирует два варианта выполнения работы вне помещений нанимателя:

Кроме того, есть еще подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянная работа в пути, работа вне места жительства (полевое довольствие) (ст. 99 ТК).

По мнению автора, в комментарии Минтруда речь идет о смешанном режиме рабочего времени. К слову, в России разработан законо­проект о внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации норм, позволяющих работникам частично работать дистанционно, а частично у нанимателя (в офисе) (источник: www.iz.ru). Например, с понедельника по вторник сотрудник работает в офисе, а со среды по пятницу – на дому или дистанционно. При этом даже если работник выполняет работу удаленно один день в рабочую неделю,  то с таким работником заключается трудовой договор о дистанционной работе. В Беларуси пока такие дополнения в ТК вносить не планируют.

Работнику может быть установлен индивидуальный режим рабочего времени и времени отдыха. Также действующее законо­дательство предусматривает установление в некоторых случаях и для некоторых категорий работников дежурств, в т.ч. дежурств на дому. Дежурство на дому включается в рабочее время. Таким образом, получается смешанный, индивидуальный режим рабочего времени.

При этом следует отличать дежурство от простоя и неполного рабочего времени.

Стоит отметить, что дежурство не упоминается в ТК, но в законодательстве существуют различные его формы, и самое главное – дежурство, как правило, не предполагает выполнение работы, т.е. это время ожидания.

 

Алгоритм установления смешанного режима работы

Шаг 1. Закрепление в ЛПА (например, в ПВТР) порядка и условий установления смешанного режима работы.

Режим рабочего времени – порядок распределения нанимателем установленных ТК для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов (ст. 123 ТК).

Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.

Режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя, и определяется ПВТР или графиком работ (сменности).

 

 

Шаг 2. Согласование ЛПА с профсоюзом (если он есть в организации).

 

Шаг 3. Доведение положений ЛПА до сведения работников (озна­комление под роспись).

 

Алгоритм установления работнику в индивидуальном порядке смешанного режима работы

Смешанный режим работы (работник время от времени осуществляет работу вне своего рабочего места) в индивидуальном порядке можно установить работнику:

 

Шаг 1. Инициирование установления смешанного режима ра­боты.

Инициатором может выступать любая сторона трудового договора. Если инициатива исходит от нанимателя, то оформляют предложение, если работника – оформляется заявление.

Формулировка заявления работника может быть такой:

 

 

Формулировка предложения нанимателя об установлении смешанного режима работы может быть такой:

 

 

Шаг 2. Заключение допсоглашения об установлении смешанного режима работы.

Режим труда и отдыха является обязательным условием трудового договора, если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя (п. 6 части второй ст. 19 ТК).

Формулировка допсоглашения может быть такой:

 

 

Шаг 3. Издание приказа об установлении работнику смешанного режима работы.

При организации труда работников наниматель обязан оформлять изменения условий трудового договора с работником приказом (распоряжением) и объявлять его работнику под роспись (п. 15 части первой ст. 55 ТК).

В данном случае приказ (распоряжение) издается на основании соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту).

Формулировка приказа может быть такой:

 

 

Приказы (распоряжения) об изменении условий трудовых договоров (контрактов) имеют срок хранения – 75 лет.

 

Документ:

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.