Расскажем, как в сегодняшней ситуации нанимателю организовать удаленную работу при отсутствии четких правовых регуляторов.
В комментарии Минтруда и соцзащиты о дистанционной работе говорится, что главной отличительной чертой такой работы является отсутствие у работника рабочего места. В связи с этим работа, при которой работник, имея рабочее место, время от времени осуществляет работу вне своего рабочего места, не является дистанционной работой, регулируемой гл. 25-1 ТК. Однако такой режим работы может быть установлен в трудовом договоре или локальном правовом акте нанимателя. В указанных документах должно найти отражение подробное регулирование такого режима, включая права, обязанности работника и нанимателя, условия работы вне рабочего места, способы обеспечения охраны труда и т.д.
Справочно:
комментарий Минтруда http://mintrud.gov.by/system/extensions/spaw/uploads/files/Distantsionnaja-rabota.pdf
Напомним, законодательство о труде регулирует два варианта выполнения работы вне помещений нанимателя:
- работа на дому (гл. 25 ТК);
- дистанционная работа (гл. 25-1 ТК).
Кроме того, есть еще подвижной и разъездной характер работы, производство работы вахтовым методом, постоянная работа в пути, работа вне места жительства (полевое довольствие) (ст. 99 ТК).
По мнению автора, в комментарии Минтруда речь идет о смешанном режиме рабочего времени. К слову, в России разработан законопроект о внесении в Трудовой кодекс Российской Федерации норм, позволяющих работникам частично работать дистанционно, а частично у нанимателя (в офисе) (источник: www.iz.ru). Например, с понедельника по вторник сотрудник работает в офисе, а со среды по пятницу – на дому или дистанционно. При этом даже если работник выполняет работу удаленно один день в рабочую неделю, то с таким работником заключается трудовой договор о дистанционной работе. В Беларуси пока такие дополнения в ТК вносить не планируют.
Работнику может быть установлен индивидуальный режим рабочего времени и времени отдыха. Также действующее законодательство предусматривает установление в некоторых случаях и для некоторых категорий работников дежурств, в т.ч. дежурств на дому. Дежурство на дому включается в рабочее время. Таким образом, получается смешанный, индивидуальный режим рабочего времени.
При этом следует отличать дежурство от простоя и неполного рабочего времени.
Стоит отметить, что дежурство не упоминается в ТК, но в законодательстве существуют различные его формы, и самое главное – дежурство, как правило, не предполагает выполнение работы, т.е. это время ожидания.
Алгоритм установления смешанного режима работы
Шаг 1. Закрепление в ЛПА (например, в ПВТР) порядка и условий установления смешанного режима работы.
Режим рабочего времени – порядок распределения нанимателем установленных ТК для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов (ст. 123 ТК).
Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни.
Режим рабочего времени работников разрабатывается исходя из режима работы, применяемого у нанимателя, и определяется ПВТР или графиком работ (сменности).

Шаг 2. Согласование ЛПА с профсоюзом (если он есть в организации).
Шаг 3. Доведение положений ЛПА до сведения работников (ознакомление под роспись).
Алгоритм установления работнику в индивидуальном порядке смешанного режима работы
Смешанный режим работы (работник время от времени осуществляет работу вне своего рабочего места) в индивидуальном порядке можно установить работнику:
- по соглашению сторон (части первая и четвертая ст. 19 ТК);
- через изменение существенных условий труда (ст. 32 ТК).
Шаг 1. Инициирование установления смешанного режима работы.
Инициатором может выступать любая сторона трудового договора. Если инициатива исходит от нанимателя, то оформляют предложение, если работника – оформляется заявление.
Формулировка заявления работника может быть такой:

Формулировка предложения нанимателя об установлении смешанного режима работы может быть такой:

Шаг 2. Заключение допсоглашения об установлении смешанного режима работы.
Режим труда и отдыха является обязательным условием трудового договора, если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя (п. 6 части второй ст. 19 ТК).
Формулировка допсоглашения может быть такой:

Шаг 3. Издание приказа об установлении работнику смешанного режима работы.
При организации труда работников наниматель обязан оформлять изменения условий трудового договора с работником приказом (распоряжением) и объявлять его работнику под роспись (п. 15 части первой ст. 55 ТК).
В данном случае приказ (распоряжение) издается на основании соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту).
Формулировка приказа может быть такой:

Приказы (распоряжения) об изменении условий трудовых договоров (контрактов) имеют срок хранения – 75 лет.
Документ:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
