Работник получил трудовую книжку, еще будучи учащимся школы, в графе «Образование» произведена запись «9 кл.». После получения диплома о высшем образовании в данной графе запись «9 кл.» была зачеркнута, дописано «высшее», на обложке произведена запись «Образование 9 кл. изменено на высшее на основании диплома №…, выданного…». Недавно выяснилось, что в дипломе неправильно указаны имя и период учебы. В связи с этим работник получил дубликат диплома с верными данными.
Как правильно внести изменения в трудовую книжку и личное дело работника? Что делать, если в графе «Профессия, специальность» трудовой книжки полностью указаны специальность и квалификация, причем квалификация – неверно?
Внесение изменений дополнений в трудовую книжку регулирует гл. 7 Инструкции.
Изменение, дополнение записей об образовании, профессии, специальности работника производятся нанимателем по последнему месту работы либо нанимателем при приеме на работу на основании документов, подтверждающих факты, имеющие юридическое значение (документ, удостоверяющий личность, документ об образовании, документ об обучении и др.), со ссылкой на их реквизиты (п. 51 Инструкции).
Эти изменения и дополнения вносятся на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Ссылка на соответствующий документ записывается на внутренней стороне обложки трудовой книжки, заверяется подписью нанимателя (лица, уполномоченного на внесение записей в трудовые книжки).
В случае получения работником образования, профессии, специальности изменение, дополнение записей об образовании, профессии, специальности производятся путем дополнения имеющихся записей без зачеркивания ранее внесенных записей.
При этом в трудовой книжке не допускается зачеркивание неточных или неправильных записей, а также исправление их с указанием «Исправленному верить» либо «Исправленное верно» (п. 52 Инструкции).
В случае обнаружения пропущенной записи, а также неправильной, неточной (неполной) записи, внесенной в трудовую книжку работника, она дополняется и (или) исправляется нанимателем, пропустившим запись, допустившим ошибку или неточность. Допускается внесение указанных записей нанимателем по новому месту работы на основании соответствующих документов (п. 53 Инструкции).
В случае ликвидации или реорганизации организации исправление в неправильную, неточную (неполную) запись, внесенную в трудовую книжку, а также пропущенную запись вносит учредитель, правопреемник, собственник, вышестоящая организация, орган государственного управления на основании соответствующих документов (п. 54 Инструкции).
На основании приведенных норм в случае необходимости внесения исправлений в сведения об образовании, а также о полученной профессии, специальности наниматель на основании документа об образовании должен внести соответствующие исправления на титульном листе трудовой книжки. Ссылка на диплом о высшем образовании записывается на внутренней стороне обложки трудовой книжки, заверяется подписью нанимателя (лица, уполномоченного на внесение записей в трудовые книжки).
Инструкция по ведению личных дел устанавливает порядок формирования, ведения и хранения личных дел работников в государственных органах, учреждениях, организациях Республики Беларусь всех форм собственности.
Личный листок по учету кадров оформляется по установленной форме согласно приложению 2 к Инструкции о порядке ведения личных дел (п. 11 Инструкции по ведению личных дел).
Личный листок по учету кадров заполняется поступающим на работу собственноручно в одном экземпляре без помарок и исправлений на основании паспорта, военного билета, трудовой книжки, документов об образовании и иных личных документов. Полноту и правильность заполнения личного листка проверяет работник кадровой службы (специалист по кадрам), который сверяет соответствие записей, сделанных в личном листке, записям в документах.
Личный листок по учету кадров подписывается составителем с указанием даты заполнения.
Это важно! Изменения и дополнения в личный листок по учету кадров после его заполнения не вносятся.
Документ:
Инструкция о порядке ведения трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках» (Инструкция).
Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденная постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 (Инструкция по ведению личных дел).
