3 февраль 2012
Страница № 17

Проблемные вопросы ученичества и пути их решения

Наталья Владыко, юрист
Либерализация экономических отношений затронула и трудовую сферу. В предлагаемом материале автор анализирует ситуации, которые в связи с неурегулированностью их законодательством ставят в тупик работников кадровых служб, о чем свидетельствуют достаточно частые звонки в редакцию журнала.
 
Ситуация
 
В организацию принят рабочий завальщиком шихты в вагранку и печи в литейный цех, не имеющий этой профессии (ученик). С ним заключен трудовой договор на условиях обучения профессии в течение 4 месяцев. Так как  Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, иными квалификационными справочниками не предусмотрена профессия «ученик», в трудовую книжку работника сделана запись о том, что он принят завальщиком шихты в вагранку и печи.
Через 2 месяца работник подает заявление об увольнении по собственному желанию  и увольняется, так и не получив разряда по данной профессии.
Возникли следующие вопросы:
1. Какая запись должна быть в трудовой книжке, если работник так и не получил профессию «завальщик шихты в вагранку и печи», а принят по этой профессии с соответствующей записью в трудовой книжке?
2. Профессия «завальщик шихты в вагранку и печи» включена в Список № 1, дающий право на пенсию за особые условия труда. Как в этом случае считать стаж, который отработал работник в организации?
 
Такие вопросы возникают достаточно часто, особенно в организациях, имеющих производственные цеха. Дело в том, что в законодательстве отсутствует какое-либо упоминание об ученичестве и в связи с этим возникает множество вопросов о приеме на работу учеников, их правовом статусе, оплате их труда и т.д.
 
Начнем с того, что трудовой договор необходимо заключать в письменной форме (ст. 18 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)), в т.ч. с лицами, которые не имеют соответствующего образования и опыта работы.
 
Трудовой договор должен содержать трудовую функцию – работу по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соотвествии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией. Наименования профессии, должностей, специальностей должны соответствовать квалификационным справочникам (п. 3 ст. 19 ТК).
 
В связи с этим возникает вопрос: можно ли в трудовом договоре указать, что работник принят учеником? Ведь такого названия профессии нет в квалификационном справочнике. С другой стороны, если не делать записи о том, что работник принят учеником, то как указать его квалификацию? Ведь на момент найма на работу у него отсутствуют умения и навыки по данной профессии
 
Как правильно указать наименование профессии, должности ученика
 
Существует 2 мнения:
 
1. Указывать в трудовой книжке и трудовом договоре наименования профессии ученика нельзя, поскольку наименование профессии должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами (п. 28 Общих положений ЕТКС).
 
Образец приказа о приеме на работу ученика
смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала.
 
Запись о наименовании профессии (должности) производится на основании штатного расписания и должна соответствовать ЕКТС, в котором не предусмотрены наименования профессий, содержащих понятие «ученик», и поэтому использование этого названия является неправомерным.
 
2. Указывать в трудовой книжке и трудовом договоре наименования профессии ученика можно, поскольку принимаемый на работу в качестве ученика, например по профессии «завальщик шихты в вагранку и печи», работник изначально не сможет выполнять все предусмотренные ЕКТС работы по данной профессии и разряду, а будет занят овладением соответствующими умением и навыками.
 
Лицам, не имеющим профессиональной подготовки и поступившим на работу в качестве ученика, запись в трудовую книжку наниматель вносит после издания приказа, но не позднее недельного срока (п. 21 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30 (далее – Инструкция № 30)).
 
При присвоении работнику квалификационного разряда, класса, категории по его профессии, должности (впервые либо нового, более высокого) каждый раз делается соответствующая запись: «Присвоен такой-то квалификационный разряд, класс, категория».
 
Основанием для внесения в трудовую книжку записей о приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, заключении контракта, увольнении, а также о награждениях и поощрениях является приказ (распоряжение) нанимателя (п. 15 Инструкции № 30).
 
Запись, точно соответствующую формулировке приказа (распоряжения), вносят в трудовую книжку после его издания, но не позднее недельного срока, а при увольнении – в день увольнения.
 
Таким образом, по мнению автора, наниматель вправе указать в трудовом договоре, что работник принят по профессии «завальщик шихты в вагранку и печи» в качестве ученика.
 
Образец записи в трудовой книжке рабочему, не имеющему квалификационного
разряда по профессии, смотрите в рубрике «Полезная документация» на с. 26 журнала.
 
Необходимо соблюдать порядок оформления трудовых отношений с учеником
 
Самой распространенной ошибкой всех нанимателей является несоблюдение порядка заключения трудового договора, предусмотренного частью четвертой ст. 25 ТК.
 
ЭТО ВАЖНО! В соответствии с законодательством необходимо сначала заключить письменный трудовой договор, а затем издать приказ.
 
После заключения трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляют работнику под роспись (часть четвертая ст. 25 ТК).
 
В связи с этим нарушением чаще всего наниматели при оформлении приема на работу работника, не имеющего квалификации, непосредственно перед наименованием профессии указывают, что он является учеником, например: «Принят учеником завальщика шихты в вагранку и печи в литейный цех сроком на четыре месяца».
 
По причине отсутствия у работника соответствующего образования и опыта работы по данной профессии в трудовом договоре разряд не указывают.
 
Срок обучения устанавливается на основании Перечня профессий для подготовки рабочих, утвержденного постановлением Минобразования, Минтруда и соцзащиты, Минфина и Минэкономики РБ от 08.08.2011 N 221/74/73/129. В этом перечне указаны продолжительность обучения рабочим профессиям на производстве, номер выпуска ЕТКС, присваиваемый разряд. Например, для завальщика шихты в вагранку и печи определен срок обучения 4 месяца, присваиваемый разряд –2, выпуск ЕКТС –2.
 
В этом случае наниматель обеспечивает профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку работников (ст. 220-1 ТК).
 
Порядок обучения работников, которые не имеют образования и опыта работы, определен Положением о непрерывном профессиональном обучении по профессиям рабочих, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 15.07.2011 № 954 (далее – Положение № 954).
 
Производственное обучение в составе учебной группы проводится в 2 этапа:
 
на первом этапе – под руководством мастера производственного обучения на материально-технической базе, специально созданной в учреждении дополнительного образования взрослых, ином учреждении образования.
 
При отсутствии специально созданной материально-технической базы допускается в порядке исключения проведение производственного обучения в течение всего периода на рабочих местах в организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей программы дополнительного образования взрослых;
 
на втором этапе (производственная практика) – на рабочих местах в организации, которой предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующей программы дополнительного образования взрослых, под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством не освобожденного от основной работы высококвалифицированного рабочего или инструктора производственного обучения рабочих массовых профессий.
 
После прохождения производственного обучения вопрос о присвоении (повышении) разряда рабочему рассматривает квалификационная комиссия организации (производственного структурного подразделения) на основании заявления рабочего, прошедшего обучение, по представлению руководителя соответствующего подразделения (мастера, начальника смены и т.д.) (п. 16 Общих положений ЕКТС).
 
После присвоения ученику квалификационного разряда наниматель оформляет перевод работника, руководствуясь правилами ст. 30 ТК.
 
ЭТО ВАЖНО! Перевод допускается только с письменного согласия работника (ст. 30 ТК).
 
Таким образом, при переводе ученик пишет заявление с просьбой перевести его на работу по другой профессии, квалификации.
 
Кроме того, в организациях разрабатываются локальные нормативные правовые акты (далее – ЛНПА), регулирующие вопросы производственного обучения, условия оплаты труда работников (инструкторов производственного обучения), которые в пределах рабочего времени выполняют обязанности по обучению учеников, инструкции об организации и проведении квалификационных экзаменов при профессиональном обучении рабочих на производстве и др.
 
Порядок расчета стажа, который отработал работник в организации
 
В тех случаях, когда в Списке № 1 и Списке № 2 предусмотрены определенные виды работ, правом на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда пользуются все рабочие независимо от наименования их профессий, выполняющие эти работы, в т.ч. и ученики рабочих при индивидуально-бригадной форме обучения (п. 13 Инструкции о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 14.07.2005 № 86).
 
Например, в Список № 2 (разд. III) включены рабочие, занятые на обжиге и выгрузке обожженного доломита и извести.
 
Следовательно, право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда имеют все рабочие, занятые на таких работах, независимо от наименования их профессий, в т.ч. и ученики индивидуально-бригадного обучения.
 
Период индивидуально-бригадного обучения рабочих по профессиям, прямо предусмотренным разд. I Списка № 1 и Списка № 2, в стаж работы, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, не засчитывается. Например, в Список № 2 (гл. 3 разд. I) включена профессия «асфальтобетонщик» (код 11140).
 
В этом случае ученики асфальтобетонщиков правом на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда не пользуются.
 
Опыт Российской Федерации и нормы международных конвенций
 
В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) ученическим договорам посвящена целая глава.
 
Российским законодательством предусмотрено, что работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации – ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы (ст. 198 ТК РФ).
 
Ученический договор с работником является дополнительным к трудовому договору.
 
Кроме того, определены:
 
– содержание ученического договора (ст. 199 ТК РФ);
 
– срок и форма договора (ст. 200 ТК РФ);
 
– действие ученического договора (ст. 201 ТК РФ);
 
– организационные формы ученичества (ст. 202 ТК РФ);
 
– время ученичества (ст. 203 ТК РФ);
 
– оплата ученичества (ст. 204 ТК РФ);
 
– распространение на учеников трудового законодательства (ст. 205 ТК РФ);
 
– недействительность условий ученического договора (ст. 206 ТК РФ)
 
– другие условия.
 
Данной проблеме посвящен ряд международных актов, направленных на регулирование профессиональной подготовки и профессиональной ориентации кадров, например Конвенция Международной организации труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 г.
 
Имеется также ряд рекомендаций, в частности № 57 «О профессиональном обучении» 1939 г., № 60 «Об ученичестве» 1939 г., № 117 «О производственном ученичестве» 1962 г., № 150 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» 1975 г. и др.
 
Печать
В закладки
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.