С 28 января 2020 г. одной из новаций в ТК стали введение определения реального ущерба и исключение из него штрафов. Согласно части второй ст. 400 ТК при определении размера ущерба учитывается только реальный ущерб, упущенная выгода не учитывается, за исключением случая причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей (п. 6 ст. 404 ТК). Под реальным ущербом понимаются утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние денежные выплаты (за исключением штрафов, взыскиваемых с нанимателя).
При применении нормы ст. 400 ТК на практике появились вопросы: что понимать под штрафами? это исключительно административные штрафы либо вообще все виды штрафов, в т.ч. те, которые имеют гражданско-правовую природу?
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь не разрешала конкретный трудовой спор по существу, а лишь отменила решения нижестоящих инстанций по делу и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В данном случае представляют интерес позиция последней судебной инстанции по вопросу применения ст. 400 ТК и толкование ст. 400 ТК, которое приводится в решении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь.
Судебный спор
01.11.2018 между ОАО «М-с» и ООО «Ф.С.» был заключен договор аренды, по которому ООО «Ф.С.» за плату предоставлены во временное владение и пользование автомобили, в т.ч. ГАЗ и Hyundai HD 78.
05.12.2018 гражданин Л. был принят водителем в ООО «Ф.С.» в порядке перевода из ОАО «М-с». При приеме на работу с Л. заключили договор о полной индивидуальной материальной ответственности и подписали обязательство не осуществлять движение по платным участкам дорог на автомобиле, не оборудованном устройством или с неисправным бортовым устройством.
Л. дважды 24.12.2018 и один раз 08.01.2019 проехал по платным сегментам дорог без установки бортового устройства электронной оплаты. В связи с этим транспортной инспекцией в отношении ОАО «М-с» были составлены акты о нарушении порядка оплаты за проезд транспортного средства по платным автомобильным дорогам и в адрес предприятия направлены квитанции о необходимости платы за проезд в увеличенном размере: по двум актам от 03.01.2019 на общую сумму 1 292 руб. 98 коп., по акту от 08.01.2019 на сумму 644 руб. 28 коп. В дальнейшем внесенная ОАО «М-с» плата за проезд в соответствии с условиями договора аренды была возмещена ООО «Ф.С.».
На основании приказов нанимателя в связи с причиненным ущербом из заработной платы Л. частично были произведены удержания. На день увольнения работника сумма непогашенного ущерба составила 1 916 руб. 48 коп. 12.06.2019 Л. уволен в связи с изменением места жительства.
29.07.2019 между ОАО «М-с» и ООО «Ф.С.» был заключен договор уступки права требования, по которому ОАО «М-с» передало ООО «Ф.С.» право требования к работнику Л., вытекающее из обязательства по возмещению ущерба, причиненного нанимателю, в размере 1 459 руб. 96 коп. Уведомление о заключении данного договора было направлено письмом Л. от 05.08.2019.
Ссылаясь на ст. 400 ТК и ст. 353 ГК, ООО «Ф.С.» просило суд взыскать с Л. оставшуюся сумму причиненного нанимателю ущерба в размере 1 916 руб. 48 коп., а также 1 459 руб. 96 коп. по договору уступки права требования и судебные расходы.
Решением суда З-го района г. Минска от 03.01.2020 в иске ООО «Ф.С.» отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда от 19.03.2020 решение суда оставлено без изменения.
Президиумом Минского городского суда от 01.07.2020 определение судебной коллегии по гражданским делам Минского городского суда от 19.03.2020 оставлено без изменения.
Чем руководствовался суд при вынесении решения
Суд, рассматривая иск ООО «Ф.С» к бывшему работнику Л., исходил из отсутствия вины и противоправности в действиях работника. Суд указал, что обязательство о соблюдении порядка проезда по платным дорогам было подписано ответчиком только 23.04.2019, при этом с ним не был проведен инструктаж о порядке использования устройства электронной оплаты. Наниматель не создал и не обеспечил условия для нормальной работы, не осуществлял контроль за соблюдением требований Положения № 340.
С выводами суда согласился и суд апелляционной инстанции. Кроме того, судебная коллегия сослалась на то, что плата в увеличенном размере за проезд транспортного средства по платной дороге относится к штрафным санкциям, а поэтому в силу ст. 400 ТК не является реальным ущербом и не подлежит взысканию с работника.
Позиция судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Беларусь
В ходе судебного разбирательства не был исследован должным образом вопрос о наличии вины и противоправности в действиях работника. Не проверены доводы работника о том, что нанимателем не были созданы условия для нормальной работы.
Согласно пп. 1.6 и 3.4 рабочей инструкции водитель автомобиля должен знать правила дорожного движения, правила пользования устройствами проезда по платным дорогам BelToll, а также обязан перед выездом на линию убедиться в наличии исправного бортового устройства BelToll.
Обязанности работника как пользователя платной автомобильной дороги содержатся также в Положении об отдельных вопросах взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 27.09.2012 № 426 и Положении № 340.
Однако суд в должной мере не проверил, соответствуют ли действия водителя требованиям рабочей инструкции и законодательству.
Суд также не дал оценку обязательству о соблюдении порядка проезда по платным дорогам, подписанное работником в апреле 2019 г.
В ходе судебного разбирательства представитель ООО «Ф.С.» утверждал, что необходимости в проведении нанимателем инструктажа работника Л. не было, поскольку отсутствовала потребность при осуществлении поездок пользоваться платными автомобильными дорогами. Кроме того, в нарушение обязательства при выезде за пределы г. Минска по заданию обслуживаемого клиента работник не получил разрешение уполномоченных должностных лиц ООО «Ф.С.».
В свою очередь, работник Л. в возражениях против иска указывал, что движение по платным автомобильным дорогам им совершалось по заданному нанимателем маршруту в соответствии с маршрутным листом. Доверенность на получение бортового устройства BelToll была выдана ООО «Ф.С.» только 08.01.2019.
Однако суд не проверил доводы сторон, не выяснил, был ли заключен договор пользования платной дорогой и зарегистрирован ли автомобиль ГАЗ в системе электронного сбора платы, когда и кем было получено бортовое устройство на автомобиль ГАЗ, передавалось ли оно ответчику. Порядок выезда работника истца за пределы г. Минска по заданию обслуживаемого клиента судом не исследовался.
Важные замечания судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Беларусь
Особое внимание заслуживает позиция судебной коллегии по гражданским делам ВС Республики Беларусь относительно правовой природы платы за проезд по платным дорогам в увеличенном размере и возможности отнесения ее к штрафам, которые не образуют реального ущерба согласно ст. 400 ТК.
Плата в увеличенном размере – это плата за проезд транспортных средств по платной дороге, вносимая пользователем платной дороги по требованию уполномоченного должностного лица Транспортной инспекции в случае выявления неоплаты или неполной оплаты (пп. 2, 66 Положения № 340). В случае невнесения собственником (владельцем) транспортного средства платы в увеличенном размере в сроки, установленные Положением № 340, к нему применяются меры ответственности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Привлечение к ответственности не освобождает собственника (владельца) транспортного средства от обязанности внесения платы в увеличенном размере.
Это важно! Исходя из норм действующего законодательства, плата за проезд к мерам административной или гражданско-правовой ответственности, по мнению указанной коллегии, не относится. Таким образом, плата за проезд по платным дорогам в увеличенном размере штрафом не является и, при наличии вины работника, подлежит взысканию в силу ст. 400 ТК как излишние денежные выплаты.
Обратите внимание, что, анализируя правовую природу платы за проезд по платным дрогам в увеличенном размере и соотнося ее со штрафом, судебная коллегия по гражданским делам ВС Республики Беларусь упомянула штрафы как меру не только административной, но и гражданско-правовой ответственности.
Такое замечание может в определенной степени давать основание полагать, что судебная коллегия по гражданским делам ВС Республики Беларусь причисляет к штрафам в контексте ст. 400 ТК не только административные штрафы, но и гражданско-правовые.
Напомним, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законодательством или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если иное не предусмотрено законодательными актами, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 311 ГК). По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Законодательными актами могут быть предусмотрены особенности уплаты (взыскания) неустойки (штрафа, пени) (п. 3 ст. 311 ГК).
Вывод
Суды при рассмотрении споров в 2020 г. квалифицировали повышенную плату за проезд по платным дорогам как штраф и отказывали нанимателям во взыскании материального ущерба. Однако ВС Республики Беларусь оценил такую правоприменительную практику как не соответствующую правовой природе штрафа и признал право нанимателей в таких случаях на возмещение реального ущерба.
Документы:
Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь от 23.12.2020 по делу № 03н-1564/2020. Размещено на официальном сайте суда по адресу http://court.gov.by.
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Положение о порядке взимания платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2013 № 340 (Положение № 340).
