Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Управляющий вместо директора

Индивидуальный предприниматель или иная коммерческая организация имеет право быть руководителем организаций. Например, по решению общего собрания участников хозяйственного общества полномочия исполнительного органа хозяйственного общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю.
О том, как это сделать, читайте в данной статье.

При осуществлении деятельности организациями в ряде случаев все чаще стали возникать вопросы: допустимо ли с позиции белорусского законодательства осуществление управления организацией другим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем? что делать со штатным расписанием? если исключить из него должность директора, то как быть с заместителем директора?

Следует отметить, что отношения, возникающие при передаче полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица управляющей организации, относятся к отношениям нового типа, которые регулируются преимущественно нормами гражданского права.

Круг вопросов, которые, как правило, возникают на практике при попытке применить нормы закона, определяется в первую очередь недостаточностью теоретической проработки всех элементов этого правового механизма.

Наиболее привычна та ситуация, когда управление организацией осуществляет директор – физическое лицо, наделенное определенными полномочиями и состоящее в штате организации.

При передаче полномочий единоличного исполнительного органа организации управляющему, т.е. физическому лицу, являющемуся индивидуальным предпринимателем, изменяется характер отношений.

В первом случае на отношения между организацией и единоличным исполнительным органом распространяется действие законодательства о труде, во втором – отношения между организацией и управляющим (индивидуальным предпринимателем) регулируются исключительно гражданско-правовыми нормами.

В данной статье мы рассмотрим:

1) в каких организациях законодатель допускает управление путем передачи полномочий единоличного исполнительного органа организации (руководителя);

2) какой вид договора может быть заключен при передаче полномочий исполнительного органа;

3) какие изменения могут произойти в штатном расписании;

4) сохраняется ли должность заместителя директора в случае передачи полномочий управления другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Организации, в которых возможна передача полномочий

При передаче управляющей организации полномочий руководителя организации закономерно возникает еще ряд вопросов: кто может выступать в качестве управляющего? Кто принимает решение о передаче полно-мочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации (управляющему)?

Начнем с того, что органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником имущества и ему подотчетен. Собственник имущества унитарного предприятия – физическое лицо вправе непосредственно осуществлять функции руководителя (части первая и вторая п. 4 ст. 113 Гражданского кодекса РБ; далее – ГК).

Полномочия руководителя унитарного предприятия по решению собственника имущества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему).

В уставе, учредительном договоре юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться иные сведения, предусмотренные ГК и законодательством о юридических лицах соответствующего вида (часть первая п. 2 ст. 48 ГК).

Высшим органом управления обществом с ограниченной ответственностью (ООО) является общее собрание его участников (ст. 90 ГК). В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.

К исключительной компетенции общего собрания участников ООО относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий.

Исполнительный орган ООО может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руковод-ство деятельностью общества и подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров (часть третья ст. 103 ГК).

К компетенции исполнительного органа ООО относится решение всех вопросов, не составляющих исключительную компетенцию других органов управления обществом, определенную законодательными актами или уставом общества.

По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Справочно: хозяйственное общество может создаваться в форме акционерного общества (открытого или закрытого), ООО и общества с дополнительной ответственностью (ОДО) (часть вторая ст. 10 Закона РБ от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах»; далее – Закон).

В хозяйственном обществе образуются исполнительный орган хозяйственного общества – коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор) – согласно Закону и уставу (ст. 33 Закона).

Полномочия единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества в соответствии с уставом могут быть прекращены досрочно по решению общего собрания участников хозяйственного общества или совета директоров (наблюдательного совета) (ст. 51 Закона).

Если образование исполнительных органов хозяйственного общества осуществляется общим собранием участников этого общества, уставом может быть предусмотрено право совета директоров (наблюдательного совета) принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа хозяйственного общества и передаче его полномочий иному лицу до образования нового единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.

ЭТО ВАЖНО! Исходя из вышеизложенного передача полномочий руководителя, единоличного или коллегиального исполнительного органа может быть осуществлена:

– в унитарном предприятии – по решению собственника имущества;

– в хозяйственных обществах (закрытом или открытом акционерном обществе, ООО и ОДО) – по решению общего собрания участников этого общества или, если это предусмотрено уставом общества, советом директоров (наблюдательным советом).

При этом в качестве управляющей компании выступает другое юридическое лицо, а в качестве управляющего может выступать индивидуальный предприниматель.

Вид договора, заключаемого при передаче полномочий

Законодательство РБ не выделяет договор управления организацией (договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему) в качестве самостоятельного вида гражданско-правового договора и не детализирует права и обязанности его сторон (управляемой и управляющей организаций). Как показывает практика, договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему (управляющей организации) помимо элементов договора возмездного оказания услуг включает в себя элементы и иных видов гражданско-правовых договоров.

Договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, является смешанным договором.

Заместитель управляющего

Наименования должностей «первый заместитель» и «заместитель» – производные. Они не содержатся в ЕКСД и не имеют квалификационных характеристик.

Базовым является наименование «директор» («генеральный директор», «заведующий», «начальник», «управляющий»). Квалификационная характеристика этой должности включена в ЕКСД.

Исходя из этого полное наименование должности заместителя руководителя может формироваться так:

– к базовому наименованию должности добавляется наименование производной должности: например, первый заместитель директора, заместитель директора;

– устанавливается двойное наименование должности, если работник, на которого возложены обязанности заместителя руководителя, одновременно занимается иной работой: например, заместитель директора – начальник производственного отдела; заместитель управляющего – начальник финансового отдела.

Справочно: выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности» утвержден постановлением Минтруда РБ от 30.12.1999 № 159; выпуск 2 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов производств» утвержден постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 29.06.2005 № 75.

Распределение обязанностей между заместителями

Обязанности по руководству и управлению, а также по разрешению вопросов, связанных с конкретным направлением, видом деятельности (подписание документов, проведение переговоров и т.п.), а также ответственность заместителей следует документально оформить.

Чаще всего обязанности между заместителями руководителя организации распределяются приказом (распоряжением). Такое распределение может быть закреплено в учредительных документах, а также в должностных инструкциях.

Издание приказа о распределении обязанностей между заместителями руководителя не отменяет необходимости выдать им доверенности на осуществление полномочий в сфере гражданско-правовых отношений (например, одному из заместителей может быть выдана доверенность на подписание договоров поставки, другому – на право представлять интересы организации в государственных органах и т.п.).

В случае отсутствия руководителя выполнять его обязанности должен один из заместителей. Соответствующие функции закрепляются приказом о распределении. Такой заместитель тоже может отсутствовать на работе по причине болезни и т.д. Следовательно, в приказе, а также в должностных инструкциях заместителей необходимо предусмотреть данную ситуацию и указать, что при отсутствии руководителя и его первого заместителя руководство организацией возлагается на другого заместителя в соответствии с организационной структурой.

Изменения, которые необходимо внести в штатное расписание

Штатное расписание является обязательным локальным нормативным правовым документом организации независимо от формы собственности.

Внесение изменений (дополнений) в штатное расписание осуществляется по мере необходимости, т.е. непосредственно перед или одновременно с изменением соответствующих сведений, содержащихся в трудовых договорах (контрактах) и иных локальных нормативных правовых актах.

Как правило, изменения (дополнения) в штатное расписание вносят в связи с оптимизацией организационной и штатной структуры, при изменении размеров оплаты труда работников и по другим причинам.

При принятии решения о заключении договора о передаче полномочий исполнительного органа другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю возникает вопрос о необходимости изменения штатного расписания, в частности о выведении из штата должности директора. Поскольку при передаче полномочий исполнительного органа управляющему отпадает необходимость в должности директора организации, то возникает вопрос и о сохранении должностей заместителей директора.

По мнению автора, в целях обеспечения нормального функционирования организации и порядка руководства ею должности заместителей руководителя можно оставить, но изменить их наименования. К примеру, ввести в штатное расписание должность главного инженера вместо заместителя директора по производственным вопросам (который, как правило, является первым заместителем руководителя). Либо, как говорилось выше, установить двойное наименование должности, поскольку работник, на которого возложены обязанности заместителя руководителя, одновременно занимается иной работой (заместитель управляющего – начальник финансового отдела).

ЭТО ВАЖНО! Переводом признается поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности (за исключением изменения наименования профессии, должности) по сравнению с обусловленными в трудовом договоре, а также поручение работы у другого нанимателя либо в другой местности (за исключением служебной командировки) (часть первая ст. 30 ТК).

Существенными условиями труда признаются системы и размеры оплаты труда, гарантии, режим работы, разряд, наименование профессии, должности, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий и другие условия, устанавливаемые в соответствии с ТК.

Наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за 1 месяц (части вторая и третья ст. 32 ТК).

Образец приказа о внесении изменения и дополнения в штатное расписание см. в рубрике «Полезная документация» на с. 28 журнала.

Оплата труда заместителей

Изменяя наименование должностей целесообразно по возможности сохранить размер оплаты труда этих работников, чтобы не ухудшить их правовое положение. Но как это сделать, если наниматель применяет Единую тарифную сетку?
В данном случае можно рекомендовать включение в локальный нормативный правовой акт, регулирующий оплату труда работников, раздела, определяющего особенности оплаты труда заместителей управляющего.

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.

Что следует знать про коллективный договор...