Главное в статье:
- описывается порядок проведения проверки достоверности сведений о трудовой деятельности и заработной плате.
Подготовкой документов для назначения пенсии занимаются уполномоченные должностные лица нанимателя. Эта обязанность нанимателя предусмотрена Законом о пенсионном обеспечении. Кроме того, наниматель обязан своевременно оформить документы о стаже работы, заработке, необходимые для назначения пенсии, а также в положенный срок представить их в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение (часть первая ст. 76 Закона о пенсионном обеспечении).
Непосредственное исполнение обязанностей по подготовке пенсионных документов наниматель, как правило, возлагает на должностное лицо (группу лиц). На практике обычно ответственным назначают работника кадровой службы организации: инспектора по кадрам либо специалиста по кадрам (выпуск 1 ЕКСД).
Если же организация небольшая и нет кадровой службы, то ответственным назначается специалист, оформляющий документы о приеме на работу, об увольнении и т.д.
Порядок подтверждения и исчисления стажа работы довольно подробно урегулирован законодательством, например Положением о стаже работы.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться специальной комиссией, созданной районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами, на основании свидетельских показаний в случаях, указанных в пп. 16, 17 Положения о стаже работы.
Кто будет проверять
Оценивать достоверность сведений о трудовой деятельности и заработной плате, представленных работодателем для назначения пенсий, будут работники комитетов по труду, занятости и социальной защите (подп. 1.1 п. 1 постановления № 49).
Что будут проверять
При проведении оценки сведений работники комитета, управления (отдела) оценивают (изучают, сличают) (подп. 1.2 п. 1 постановления № 49):
- сведения о трудовой деятельности и заработной плате работников, содержащиеся в первичных документах, имеющихся у работодателя, и сведения о трудовой деятельности и заработной плате, представленные работодателем для назначения пенсий;
- представляемые работодателем документы (их копии) о трудовой деятельности и заработной плате, аттестации рабочих мест по условиям труда, в т.ч. в электронном виде, иную необходимую информацию.
Кто принимает решение о проведении проверки
Решение о проведении оценки сведений принимается руководителем комитета, управления (отдела) или уполномоченным им должностным лицом.
Решение о проведении оценки достоверности сведений о трудовой деятельности и заработной плате, представленных работодателем для назначения пенсий, по форме согласно приложению 1 к постановлению № 49 оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в комитете, управлении (отделе) для целей учета проведенных мероприятий по оценке сведений, а другой в 5-дневный срок после принятия решения выдается (высылается по почте) работодателю.
Работниками управления (отдела) не может осуществляться оценка сведений, если оценка этих сведений проведена работниками комитета (подп. 1.3 п. 1 постановления № 49).
Права проверяющих
Работники комитета, управления (отдела), уполномоченные на проведение оценки сведений, вправе (подп. 1.4 п. 1 постановления № 49):
- требовать устные или письменные разъяснения от работодателя или уполномоченных им лиц по вопросам, возникающим в ходе оценки;
- при посещении работодателя входить на территорию и (или) объекты работодателя.
Оформление результатов проверки
По результатам оценки сведений в 5-дневный срок после ее завершения составляется акт оценки достоверности сведений о трудовой деятельности и заработной плате, представленных работодателем для назначения пенсий, по форме согласно приложению 2 к постановлению № 49 (подп. 1.5 п. 1 постановления № 49).
При выявлении в ходе проведения оценки нарушений законодательства выносится предписание об устранении нарушений по форме согласно приложению 3 к постановлению № 49. При этом предписание не выносится, если выявленные нарушения устранены в день проведения оценки сведений. О вынесении предписания либо устранении выявленных нарушений без его вынесения делается отметка в акте. Предписание оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в комитете, управлении (отделе) для целей контроля за устранением выявленных нарушений, а другой в 5-дневный срок после вынесения предписания выдается (высылается по почте) работодателю (подп. 1.5 п. 1 постановления № 49).
Ответственность за невыполнение требований, изложенных в предписании
При выполнении в установленный срок предписания меры ответственности к работодателю, в отношении которого вынесено такое предписание, не применяются.
При неустранении выявленных нарушений в срок, установленный в предписании, выявлении повторных нарушений, ранее установленных в ходе оценки сведений, а также при выявлении нарушений, устранение которых невозможно, меры ответственности применяются в порядке, установленном законодательством (подп. 1.6 п. 1 постановления № 49).
Справочно:
постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 28.12.2012 № 125 «О порядке оценки достоверности сведений о трудовой деятельности и заработной плате, представленных работодателем для назначения пенсий» утратило силу.
Учет проведенной оценки сведений
Комитеты, управления (отделы) обеспечивают ведение учета проведенной оценки в заработной плате по форме согласно приложению 4 к постановлению № 49 (подп. 1.7 п. 1 постановления № 49).
Документы:
Закон Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (Закон о пенсионном обеспечении).
Выпуск 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденный постановлением Минтруда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (выпуск 1 ЕКСД).
Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992 № 777 (Положение о стаже работы).
Постановление Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 25.06.2021 № 49 «Об оценке достоверности сведений о трудовой деятельности и заработной плате» (постановление № 49).
