Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Могут ли наказать за характеристику, которая получена без запроса?

Ситуация

В рамках проведения мониторинга проверяющим органом (ДГИТ) выявлено, что на нескольких работников имеются характеристики с предыдущих мест работы установленного образца, однако у нанимателя (отдела кадров) нет запросов на их получение. В связи с этим в отношении кадровика начат административный процесс.

 

В данной ситуации есть несколько моментов, на которые нужно обратить особое внимание. 

Во-первых, проведению проверки или мониторинга предшествует определенный порядок действий. В случае осуществления мониторинга проверяющий орган направляет нанимателю запрос на его проведение и запрашивает согласие нанимателя. И только после получения письменного согласия нанимателя проверяющий орган проводит мониторинг. Мониторинг – это форма контроля (надзора), заключающаяся в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей, применяемая контролирующими (надзорными) органами в целях оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта мониторинга (далее – субъект) на предмет соответствия требованиям законодательства, выявления и предотвращения причин и условий, способствующих совершению нарушений, без использования полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок (п. 2 Положения о мониторинге).

Во-вторых, в рассматриваемой ситуации имело место проведение ДГИТ надзора за соблюдением законодательства о труде, которое предусматривает представление нанимателем по запросу ДГИТ документов о приеме на работу. Отметим, что в данном случае ДГИТ реализованы установленные законодательством полномочия и такие действия органа нельзя квалифицировать как проведение мониторинга. Следовательно, при выявлении нарушений проверяющие лица ДГИТ имели право применить штрафные санкции к виновному должностному лицу, а именно к кадровику.


Основные задачи и функции ДГИТ

Задачами ДГИТ являются:

осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и об охране труда (подп. 5.1, 5.2 п. 5 Положения о ДГИТ).

ДГИТ уполномочен на составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательными актами (подп. 7.18 п. 7 Положения о ДГИТ; ст. 3.22, 3.30 ПИКоАП).

Основные права должностных лиц ДГИТ

Должностные лица ДГИТ, являющиеся государственными инспекторами труда, вправе:

знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде и об охране труда, для проверки их соответствия законодательству, запрашивать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения;

запрашивать у республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций информацию по вопросам, входящим в его компетенцию, в порядке, установленном законодательством;

проводить в установленном законодательством порядке мониторинг, направлять рекомендации по устранению и недопущению недостатков, выявленных в результате мониторинга, а также использовать во взаимодействии с работодателями иные меры профилактического и предупредительного характера;

составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на уполномоченных должностных лиц работодателя в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд (Положение о ДГИТ).

Наниматель вправе при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса (ст. 26 ТК). В ситуации, описанной выше, кадровик нарушил порядок получения характеристик, определенный в Декрете № 6 и ст. 26 ТК, а именно не представил запросы на их получение. Из этого следует вывод, что нарушен порядок приема на работу.

Декретом № 5 установлена обязанность государственных органов и организаций при приеме граждан на работу запрашивать в их отношении характеристики с предыдущих мест работы, а также сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности.

В разъяснениях «О дополнительных требованиях при приеме на работу в государственные организации (часть вторая п. 11 Декрета № 5)» Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь, опубликованных на сайте ведомства, говорится, что при приеме на работу работника в государственные организации Декретом № 6 установлена обязанность нанимателя, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать:

– характеристику с предыдущего места его работы;

– характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. В случае если таким местом работы являлись несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему месту работы.

Следует отметить, что характеристики необходимо запрашивать на каждого кандидата на трудоустройство в государственную организацию независимо от того, на какую должность служащего или по какой профессии рабочего он принимается на работу.

Кроме того, в отношении кандидатов на руководящие должности в государственных организациях помимо характеристики наниматель обязан запросить в органах внутренних дел сведения из единого государственного банка о правонарушениях. Такие сведения представляются бесплатно.

Кроме того, нарушение предусмотренного Декретом № 6 порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признаются грубым нарушением трудовых обязанностей (п. 12 Декрета № 6).

Нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка приема на работу влечет привлечение к ответственности, установленной законодательством.

Несоблюдение должностным лицом организации установленного порядка приема на работу влечет административную ответственность по ч. 6 ст. 10.12 КоАП.

Таким образом, в описанной ситуации кадровик нарушил определенный Декретом № 5 порядок приема на работу в части ненаправления запроса для представления характеристик, что и повлекло применение к нему мер административного воздействия.


Что делать, если работник принес характеристику?

Работник может подать нанимателю заявление о выдаче ему документов о работе (ст. 51 ТК). Если работник лично принес характеристику, то ее можно принять, однако это не снимает с нанимателя ответственности за направление запроса, поскольку такой порядок определен ст. 26 ТК. В данном случае на запрос может быть дан следующий ответ: «Характеристика Иванову И.И. выдана на руки по его письменному заявлению от 29.08.2022». Когда выполнено требование о направлении запроса, а предыдущим нанимателем подтвержден факт выдачи характеристики, то порядок, установленный Декретом № 6 и ст. 26 ТК, считается соблюденным.

Работник при увольнении вправе попросить у нанимателя выдать ему характеристику. При этом необходимо учитывать, что правовым основанием для выдачи характеристики по форме, установленной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2021 № 585, с указанием всей необходимой информации является запрос нового нанимателя. Поэтому новый наниматель обязан исполнить требование Декрета № 5 и запросить характеристику по установленной форме. При этом в случае необходимости оперативного решения вопроса о трудоустройстве работник может принять участие в передаче запроса и доставке характеристики новому нанимателю.


Как обжаловать действия должностных лиц надзорных органов?

По общему правилу действия должностных лиц контролирующих (надзорных) органов могут быть обжалованы в вышестоящий орган (организацию) либо суд. Также наниматель может обратиться в прокуратуру как орган надзора за соблюдением законодательства. Порядок обжалования решений контролирующих (надзорных) органов, требований (предписаний) об устранении нарушений, действий (бездействий) проверяющих определен гл. 9 Положения о проверках.

Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений адресуется в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу (при отсутствии вышестоящего контролирующего (надзорного) органа), которому проверяющие непосредственно подчинены, жалоба на действия (бездействие) проверяющих – вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены (п. 79 Положения о проверках).

Жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в месячный срок со дня ее получения (п. 80 Положения о проверках).


Справочно:

подача жалобы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу не исключает права на подачу жалобы в суд.


Права и обязанности участников административного процесса, а также порядок обжалования действий должностных лиц органа, уполномоченного принимать решения по делам об административных правонарушениях, предусмотрены ПИКоАП.

Следует также отметить, что должностное лицо органа, ведущего административный процесс, принимает решение по делу об административном правонарушении только в соответствии с законодательством.

Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность должностного лица органа, ведущего административный процесс, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств совершения административного правонарушения либо с целью добиться принятия незаконного решения влечет установленную законом ответственность (ст. 2.13 ПИКоАП).

Таким образом, любое вмешательство в деятельность должностного лица органа, ведущего административный процесс, с целью добиться принятия незаконного решения запрещено и влечет привлечение виновных к ответственности (ст. 25.2 КоАП, при посягательстве на объект уголовно-правовой охраны – гл. 24 УК).

 

Документы:

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (Указ 510).

Положение о порядке проведения мониторинга, утвержденное Указом № 510 (Положение о мониторинге).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 № 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (постановление 959).

Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением № 959 (Положение о ДГИТ).

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП).

Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).

Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (Декрет № 5).

Декрет Президента Республики Беларусь от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (Декрет № 6).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

Положение о порядке организации и проведения проверок, утвержденное Указом № 510 (Положение о проверках).

Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК).

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.