При приеме на работу наниматель запросил характеристику со всех предыдущих мест работы гражданина. Однако гражданин считает, что наниматель должен был запросить характеристику лишь с последнего места работы.
Кто прав в данной ситуации?
В данной ситуации прав наниматель.
Характеристика представляет собой официальный документ, содержащий сведения о трудовой, общественной или иной деятельности работника. Она оформляется на стандартном листе бумаги формата A4 или общем бланке в произвольной форме. В характеристике указываются:
- название вида документа (характеристика);
- имя, отчество, фамилия характеризуемого;
- текст с указанием года рождения, образования, занимаемой должности, структурного подразделения, стажа работы в данной организации и в данной должности, деловых и моральных качеств, оценки трудовой деятельности, повышения профессиональных качеств, наличия поощрений, правительственных наград, а также целевого назначения характеристики (часть первая п. 17 Инструкции № 2).
Инструкция № 2 выделяет два вида характеристик: внешнюю и внутреннюю. Так, внешняя характеристика подписывается руководителем организации, внутренняя – руководителем структурного подразделения, в котором работает работник, с указанием даты. Внешняя характеристика заверяется печатью нанимателя (часть вторая п. 17 Инструкции № 2).
Наниматель вправе при приеме на работу гражданина запрашивать характеристику с предыдущих мест его работы, которая выдается в течение 5 календарных дней со дня получения соответствующего запроса (часть третья ст. 26 ТК).
Следует обратить внимание, что в указанной норме используется понятие «предыдущие места работы гражданина», т.е. наниматель наделяется правом запрашивать характеристику со всех предыдущих мест работы либо некоторых из них, а также его может интересовать характеристика с последнего места работы. Гражданин же не вправе указывать нанимателю, в отношении каких предыдущих нанимателей ему стоит направлять такой запрос. Наниматель принимает данное решение самостоятельно.
Необходимо подчеркнуть, что ошибочным является мнение о том, что нанимателю следует направлять запрос о выдаче характеристики только тому нанимателю, с которым работник состоял в более длительных трудовых отношениях.
Наниматель, к которому поступил такой запрос, должен помнить, что в течение 5 календарных дней он обязан выдать характеристику. При этом надо учитывать, что выдача кандидатам на руководящую должность характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также отказ в выдаче или нарушение сроков выдачи характеристик влекут привлечение руководителя организации к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нарушение трудовых обязанностей (п. 12 Декрета № 5).
Документы:
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Инструкция о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников, утвержденная постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26.03.2004 № 2 (Инструкция № 2).
Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (Декрет № 5).