Работник (продавец-консультант) уволился с прошлого места работы 1,5 года назад. Сейчас прежний наниматель прислал письмо о том, что после ревизии выявлена недостача и работник обязан ее погасить. Ревизия не проводилась за период с 17.06.2019 по 19.07.2021. Работник был уволен 15.04.2020.
Законны ли требования нанимателя?
Требования могут быть законными, если с работником был заключен договор о коллективной материальной ответственности и недостача образовалась в период работы работника в организации.
При совместном выполнении работниками отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с ним договор о полной материальной ответственности, может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность (часть первая ст. 406 ТК).
Основанием для привлечения членов коллектива (бригады) к материальной ответственности является материальный ущерб, причиненный недостачей, подтвержденной инвентаризационной ведомостью, а также порча материальных ценностей членами коллектива (бригады) (п. 16 Положения № 54).
Привлечение членов коллектива (бригады) к материальной ответственности производится нанимателем после проведения проверки причин образования ущерба с учетом письменных объяснений, представленных членами коллектива (бригады), а в необходимых случаях – заключений специалистов (п. 17 Положения № 54).
При разрешении вопроса о привлечении члена коллектива к материальной ответственности необходимо также руководствоваться постановлением Пленума № 2.
В целях правильного определения ответственности каждого члена коллектива (бригады) (ст. 406 ТК) суду необходимо выяснять, соблюдены ли нанимателем предусмотренные законодательством правила установления коллективной (бригадной) материальной ответственности, предъявлены ли требования о возмещении ущерба ко всем членам коллектива (бригады), работавшим в период возникновения ущерба, выполнены ли нанимателем обязанности по созданию коллективу (бригаде) условий, необходимых для обеспечения сохранности ценностей (п. 26 постановления Пленума № 2).
При этом следует иметь в виду, что бригада принимает на себя полную материальную ответственность за ущерб, возникший при совместном выполнении отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных ей ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить с каждым договор о полной материальной ответственности.
Наниматель не только может, но и обязан предъявить требования о возмещении ущерба к члену коллектива материально ответственных лиц, если он работал в период возникновения ущерба.
Для обращения нанимателя в суд по вопросам взыскания материального ущерба, причиненного работником, устанавливается срок в один год со дня обнаружения ущерба, т.е. со дня, когда ему стало известно о наличии ущерба, причиненного работником (ст. 242 ТК).
Днем обнаружения ущерба, выявленного в результате инвентаризации материальных ценностей, при ревизии или проверке финансово-хозяйственной деятельности организации, следует считать день подписания соответствующего акта или заключения (п. 10 постановления Пленума № 2).
В других случаях, в т.ч. если с работником был заключен письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности (ст. 405 ТК), требования работодателя будут являться необоснованными.
Документы:
Положение о коллективной (бригадной) материальной ответственности, утвержденное постановлением Минтруда Республики Беларусь от 14.04.2000 № 54 (Положение № 54).
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» (постановление Пленума № 2).
