Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Отдел кадров не ознакомил с антикоррупционным обязательством: как это влияет на ответственность за его несоблюдение и каковы последствия неознакомления

Главное в статье:

  • Закон о борьбе с коррупцией распространяется на всех государственных должностных лиц, а также лиц, приравненных к государственным должностным лицам, автоматически со дня назначения их на должность.

 

Нормы Закона о борьбе с коррупцией налагают на государственных должностных лиц, а также лиц, приравненных к государственным должностным лицам, ряд ограничений, направленных на недопущение коррупционных проявлений в государственной сфере деятельности. Такие лица должны давать обязательства по соблюдению ограничений, установленных законодательством, и должны ставиться в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства (ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией).

В то же время, как показывает судебная практика, ответственность должностных лиц за несоблюдение антикоррупционного законодательства наступает автоматически со дня назначения на должность, а не со дня подписания установленного обязательства.

Приведем пример из судебной практики.

 

Пример

Работник, занимающий руководящую должность в организации, имеющей в уставном фонде более 50 % доли акций государства, параллельно занимался предпринимательской деятельностью. Прокурор обратился в суд с иском о привлечении работника к ответственности и обращении дохода, полученного предпринимателем, в доход государства.

В свое оправдание работник утверждал, что отдел кадров не ознакомил его с положениями законодательства, он не подписывал обязательство государственного должностного лица о соблюдении требований Закона о борьбе с коррупцией, фактически он даже не знал, что бóльшая часть доли данного предприятия принадлежит государству. Как только отдел кадров ознакомил работника с обязательством, им незамедлительно было принято решение о прекращении осуществления предпринимательской деятельности, что подтверждается материалами дела.

При рассмотрении спора суд пришел к выводу, что ограничения, наложенные законодательством на государственных должностных лиц, возникают не в силу подписания ими обязательства, а в силу норм законодательства. Так, частью второй ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией установлено, что государственное должностное лицо не вправе заниматься предпринимательской деятельностью. Данное ограничение распространяется на должностное лицо независимо от действий или бездействий отдела кадров.

На работника было наложено взыскание, иск прокурора был удовлетворен. Вышестоящие инстанции поддержали решение суда[1].

 

Последствия

Работник лишился дохода, полученного им как индивидуальным предпринимателем в период работы на государственной службе, а также впоследствии был уволен по дискредитирующим обстоятельствам без права занимать в течение 5 лет руководящие должности в организациях государственной и частной формы собственности.

Работнику отдела кадров в силу положений части третьей ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией грозит привлечение к дисциплинарной ответственности за неознакомление работника с обязательством.

 

Вывод

Действовал ли работник добросовестно, знал ли он о том, что государство имеет преобладающую долю акций в уставном фонде предприятия, поставлен ли был в известность, что на него распространяет свое действие Закон о борьбе с коррупцией, в данном случае значения не имеет.

 

Документ:

Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (Закон о борьбе с коррупцией).

 

 

[1]* Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 23.02.2021 по делу № 281-30/9/К (http://court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/acts_vs/economics/41a40c070ad34bcd.html).

 

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.