Иконка меню поиска Очистка поле поиска
Закрыть

Суд освободил предприятие от штрафа, поскольку сроки наложения административного взыскания истекли

18 декабря 2020 г. депутаты на заседании четвертой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва приняли во втором чтении новые проекты КоАП и ПИКоАП. Поправки вступят в силу с 01.03.2021.

Проекты обоих кодексов являются системообразующими нормативными правовыми актами, закрепляющими принципы и нормы правового регулирования административной ответственности и обес­печивающими наиболее полное правовое регулирование соответствующих общественных отношений.

 

Справочно:

проекты КоАП и ПИКоАП размещены на портале www.pravo.by.

Спрвочно:

проект КоАП одобрен Советом Республики 18.12.2020. Рассмотрение Конституционным Судом в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов Республики Беларусь 28.12.2020.

Справочно:

ПИКоАП одобрен Советом Республики 18.12.2020. Рассмотрение Конституционным Судом в порядке обязательного предварительного контроля конституционности законов Республики Беларусь 28.12.2020.

 

Так, с 01.03.2021 административная ответственность наступит, когда неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в ФСЗН составит более 20 базовых величин (в настоящее время – более 10 базовых величин).

 

Справочно:

с 01.01.2021 размер базовой величины составляет 29 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2020 № 783 «Об установлении размера базовой величины»).

 

За данное правонарушение (ст. 11.54 КоАП) преду­смотрена санкция в виде штрафа от 2 до 20 базовых величин для всех лиц, а не только для физических лиц (должностных лиц организации). Из санкции статьи исключена уплата в размере 20 % от неуплаченной суммы указанных взносов, налагаемая на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.

Истечение сроков наложения административного взыскания является обстоятельством, исключающим административный процесс в отношении физического и юридического лица, и влечет прекращение дела об административном правонарушении (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 9.6 ПИКоАП).

В порядке применения основания для освобождения от административной ответственности в связи с истечением сроков наложения административного взыскания ничего принципиального с 01.03.2021 не меняется.

Однако в данном случае важное значение имеет определение дня обнаружения административного правонарушения.

 

Судебная практика

Суть дела

По постановлению районного суда от 18.08.2020 государственное унитарное строительное предприятие «ПМК» (далее – ГУСП «ПМК») и должностное лицо предприятия П. признаны виновными в неполной уплате в установленный срок обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Рес­публики Беларусь на сумму более 10 базовых величин.

За административное правонарушение:

  • на ГУСП «ПМК» на основании ст. 11.54 КоАП наложен штраф в размере 20 % начисленной суммы страховых взносов, что составило 9 412 руб. 13 коп.;
  • должностное лицо П. на основании ст. 11.54 КоАП наложен штраф в размере 3 базовых величин на сумму 81 руб.

 

Позиция ГУСП «ПМК»

В поданной суду жалобе начальник ГУСП «ПМК», не оспаривая винов­ность в совершении правонарушения, указал, что при наложении взыскания не были учтены тяжелое финансовое положение предприятия и нормы п. 3 ч. 1 ст. 7.2 КоАП, т.е. добровольное погашение задолженности по страховым взносам от 27.02.2020.

Ответчик просил суд изменить решение, освободить предприятие от административной ответственности в соответствии со ст. 8.3 КоАП либо уменьшить размер штрафа в 2 раза на основании ст. 7.9 КоАП.

 

Позиция суда

Суд, рассмотрев жалобу ГУСП «ПМК», пришел к следующему:

  • сумма причитающихся к уплате ГУСП «ПМК» обязательных страховых взносов за декабрь 2019 г. составляла 53 209 руб. 48 коп. За период с 1 по 30 января 2020 г. плательщиком погашена сумма в размере 6 147 руб. 81 коп. Заработная плата на предприятии фактически выплачена 30.01.2020;
  • 30.01.2020 районным отделом ФСЗН посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств ГУСП «ПМК» выставлено платежное требование на сумму просроченной задолженности по обязательным страховым взносам за декабрь 2019 г. в размере 47 065 руб. 67 коп.

Суд посчитал доводы о добровольной уплате ответчиком страховых взносов необоснованными.

Однако то обстоятельство, что орган, ведущий административный процесс, по состоянию на 30.01.2020 (районный отдел ФСЗН) располагал информацией о фактической дате выплаты заработной платы и размере задолженности плательщика по обязательным страховым взносам (так как посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств ГУСП «ПМК» было выставлено платежное требование на сумму просроченной задолженности по обязательным страховым взносам за декабрь 2019 г.), свидетельствует о том, что указанное административное правонарушение было обнаружено должностными лицами районного отдела ФСЗН, уполномоченными на ведение административного процесса, 30.01.2020, административное взыскание за его совершение могло быть наложено не позднее 30.07.2020. Однако на день рассмотрения дела 6-месячный срок со дня обнаружения правонарушения истек.

 

Суд решил

Постановление районного суда от 18.08.2020 в отношении ГУСП «ПМК» и его должностного лица П. было отменено. Дело об административном правонарушении по ст. 11.54 КоАП в отношении ГУСП «ПМК» и П. прекращено за истечением срока наложения административного взыскания.

 

Документы:

Кодекс Республики Беларусь об админи­стративных правонарушениях (КоАП).

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ПИКоАП).

Решение Конституционного Суда Республики Беларусь  от 28.12.2020 № Р-1247/2020 «О соответствии Консти­туции Республики Беларусь Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях».

Вы можете выделить и получить фрагмент текста, который получит уникальную ссылку в вашем браузере.